Трансактный анализ


Трансактный анализ
[лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии "трансакция" как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических "игр", 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — "скрипта"). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние "Родитель" обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество, содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние "Родитель" содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т.п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т.п.). Эго-состояние "Ребенок" содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка "естественного" ("свободного") и "адаптированного". Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя), "соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние "Взрослый" включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует "здесь-и-теперь" и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о "переключении" или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие Т. а. — "игры", трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного мира", "игры жизни" и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии "Ребенок", плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного "Взрослого", в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития Т. а. абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование "новых" эго-состояний "Родитель" и "Ребенок" в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в Т. а. разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, "энергетическую наполненность" эго-состояний и их форм. В.А. Петровский

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ. . 2006.

Смотреть что такое "Трансактный анализ" в других словарях:

  • трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний): 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ —         Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.). Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ — (трансакционный) направление в психологии, разработанное в 50 е годы амер. психологом и психиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я родитель, взрослый и ребенок. Трансактный подход в работе учителя… …   Педагогический словарь

  • ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ — – направление психотерапии, разработанное в 50 e гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эгосостояний); 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Трансактный анализ — …   Википедия

  • Трансактный анализ —     направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит… …   Педагогический терминологический словарь

  • ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, тPансакционный анализ — (англ. trans actional analysis), направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т. а, как психотерапевтам, метод был разработан в 50 х …   Российская педагогическая энциклопедия

  • анализ трансакционный — (анализ трансактный, анализ взаимодействия) Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Анализ (Analysis) — (в психологии) осознание и понимание сложных умственных процессов или жизненного опыта. Существует несколько систем анализа, используемых различными школами психологии; например, психоанализ; трансактный анализ (transactional analysis), при… …   Медицинские термины

  • АНАЛИЗ — (analysis) (в психологии) осознание и понимание сложных умственных процессов или жизненного опыта. Существует несколько систем анализа, используемых различными школами психологии; например, психоанализ; трансактный анализ (transactional analysis) …   Толковый словарь по медицине

Книги

Другие книги по запросу «Трансактный анализ» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.